ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ ЯКУТИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО




Введение
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
 В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
 Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Проблема
 Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
 В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:            
·                    Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя
·                    Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении
·                    Профессии родителей
·                    Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься
·                    Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ
·                    Собственный практический опыт профессиональной работы
·                    Примеры и опыт друзей, знакомых
·                    Советы родителей или других родственников
·                    Рекомендации учителей
·                    Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах
·                    Профильное образование в 10-11-х классах
·                    Интуитивное принятие решений
·                    Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы
·                    Все это неважно, так как всё определяет случай
·                    Престиж профессии в обществе
·                    Другое
Сегодня в мире существует около 7000 профессий, но среди выпускников школ из года в год популярностью пользуются только несколько десятков из них (экономист, юрист, программист). В большинстве случаев молодой человек выбирает профессию не потому, что его привлекает содержание деятельности, а скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия лишь средство для определенного престижа и популярности в обществе.
 Выбор профиля обучения и выбор профессии взаимообусловлены, поэтому допрофильная подготовка и должна иметь профориентационный характер, чтобы помочь каждому ученику осознанно построить свою индивидуальную траекторию развития в условиях самостоятельного выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно-управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза. Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.


Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
 В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
 Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Общая цельсистемы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Задачи:
1.      оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
2.      получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
3.      обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
4.      дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства;
5.      выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями поселка, региона.
При неизменной общей цели конкретная цель и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или поселке. Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.
 Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий.
 В профессиональной ориентации выделяют основные направления: профессиональное просвещение (профинформация и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор) и профессиональная адаптация.
Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости.Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость.
Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.
Профдиагностика– неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.
 Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.
 Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей.
 С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня в школах разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику (см. Приложение 1).
Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности. Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей. Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом.
Профессиональная адаптация – активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации. Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора профессии.
 Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.



Тематическое планирование предпринимательство 10 класс (34 часа)
Тема урока
Требования к уровню подготовки
Кол. Часов
Домашнее задание
1
Предпринимательская деятельность – одно из самых интересных занятий

1
с.4-5
2
Взаимосвязь выбора профессии с личностными качествами
Знать:
-как выбрать свою будущую профессию;
-как создать деловой имидж                      предпринимателя;
-каким образом  повысить самооценку;
-каковы принципы предпринимательства;
-кто такой лидер.          

1
П.1.1 с.6-9
3
Личностные качества
1
П.1.2 с.10-15
4
Самооценка как фактор успешности личности
1
П.1.3 с. 15-18
5
Лидер – успешный руководитель
Качества лидера.
1
П.1.4 с.18-20 в тетр.т.с.20
6
Создание имиджа – путь к успеху современного бизнеса
1
П. 1.5 с. 21-23
7
Цена успеха
Знать:
-как ставить цели, чтобы достичь успеха в жизни;
- какие механизмы можно использовать для достижения цели;
- как себя настроить на достижение поставленной цели.
1
П. 2.1 с. 24-26
8
Инструмент мышления для достижения успеха
1
П.2.2 с.26-29
9
Постановка цели как главный секрет успеха
1
П. 2.3 с.30-32
10
Мотивация и достижение цели
1
П. 2.4. с.32-35
11
Четыре группы препятствий на пути к цели
1
П. 2.5 с.35-37
12
Аффирмация. Визуализация
1
П.2.6, 2.7 с.37-41
13
Предпринимательство и виды предпринимательской деятельности
Знать:
-основные понятия предпринимательской деятельности;
- какие существуют виды и организационно- правовые формы предпринимательской деятельности;
-с чего начать предпринимательскую деятельность,
-что такое бизнес-план;
-что такое маркетинг и как использовать рекламу.
1
П. 3.1 с.42-52
Т.виды предприним. деят. С.44
14
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
1
П.3.2 с.52-68 т. с.58. 59.60.61.62
15
Порядок создания нового предприятия
1
П. 3.3 с.68-72
16
Планирование предпринимательской деятельности
1
П. 3.4.с. 73-80 с.76.78.
17
Малое предпринимательство
1
П.3.5. с.81-88
18
Маркетинг
1
П.3.7 с.88-95
19
Товар
1
П. 3.8. с.95-108
20
Реклама
1
П.3.9. с. 109- 117
21
Виды хозяйственного учета
Знать:
-что такое хозяйственный учет;
-каковы основы и принципы бухгалтерского учета;
-что является предметом и объектами бухгалтерского учета;
-что представляют  собой международные стандарты финансовой отчетности;
-что такое налогообложение и зачем оно нужно;
- как осуществляется налогообложение на малом предприятии.
1
П. 4.1. с.118-120
22
Основные задачи бухгалтерского учета. Основные правила                    ( принципы) бухгалтерского учета
1
П. 4.2 . 4.3, с. 121-128
23
Налоги и налогообложение
1
П. 4.4 с.129-134
24

Режим налогообложения на предприятии малого бизнеса
1
П.4.5. с.134-140
25-26
У истоков предпринимательства
Знать:
-историю развития торговли в Якутии;
- механизмы и формы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в республике;
- как развиваются производство, туризм и традиционные отрасли экономики в Республике САХА(Якутия);
- специфику деятельности Министерства предпринимательства и развития туризма Республики САХА (Якутия)
2
П. 5.1 с.142-
27 -28
Малое и среднее предпринимательство в Республике Саха(Якутия)
2
П.5.2 с.174-192
29
Развитие традиционных отраслей народов Якутии
1
П. 5.3 с. 192-202
30
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
1
П. 5.4 с. 202-208
31
Развитие туризма в Республике Саха(Якутия)
1
П. 5.5 с.208-222
32
Инфраструктура поддержки предпринимательства в Республике Саха(Якутия)
1
П. 5.6. с. 223-238
33-34
Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования Республики Саха (Якутия)

2
с. 239-251

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий